Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
В августе 2016 года мы с проектом "Большие города" отправимся в путешествие по двум польским столицам Варшаве и Кракову. Приглашаем отправиться вместе с нами!
Лаборатория культурных проектов и клуб культурных путешествий отделения культурологии философского факультета НИУ ВШЭ "Улисс" приглашают всех неравнодушных к жанру большого интеллектуального путешествия принять участие в путешествии в Варшаву и Краков в рамках проекта "Большие города".
Анонс поездки
Для патриархального восточнославянского мира ляшские княжества искони представлялись развеселым старшим кузеном, драчуном, балагуром и демократом, отношения с которым складывались всегда как-то непросто: войны, бойкоты, грабежи, громкие пьянки с мордобоем недовольных соседей, общие разборки с братками из другой песочницы, религиозные и политические споры на кухне – в общем, все по Пушкину. Польша олицетворяла другой путь славянского мира – католицизм вместо православия, выборные короли вместо самодержавных царей, участие в европейских заварушках вместо самоизоляции, самоубийственная олигархическая гордость вместо хитрой азиатской подобострастности всемогущих сатрапов.
После завершения расселения братьев-славян на излете европейских этно-мутационных процессов именно поляки, судя по всему, оказались ближе всего к предполагаемым истокам славянской (или балто-славянской) прародины. Однако впоследствии и они были вынуждены отступить. Древнейшая столица польского государства, Гнезно, неслучайно оказалась прижата к западным границам нынешней Польши – на середине пути от Берлина до Варшавы. Она фиксировала древние границы расселения западных славян, чьи старые крепости на Западе, хотя и сменившие владельцев, и до сих пор носят славянские имена – Дрезден (дрежни – пойменные леса), Лейпциг (липовый город, буквально – Липецк) и Берлин (берль – болотистое место). Вся история польской государственности – это постоянное движение на Восток под натиском германцев, упершихся в Атлантический океан и арабов, движение от Одера (Одры слабой, низкой, вялой) к Висле.
Вместе с границей передвигаются и столицы: раннесредневековый Гнезно в XIV веке сменяет готический Краков, который, в свою очередь, уступает в XVII веке почетный статус ренессансной Варшаве. Это было бы вполне в традициях центрально-европейских государств, если бы не сложные перипетии польской истории, приведшие в итоге к тому, что Польша не просто потеряла независимость, но еще и была расчленена Австрией, Пруссией и Россией таким образом, что Краков и Варшава оказались по разные стороны границ конкурирующих империй. На протяжении полутора веков после разделов Польши оба города по очереди, а иногда и одновременно, становились центрами польского сопротивления, а значит, и интеллектуальной жизни. Победа Варшавы в этом соревновании за лидерство в итоге обернулась для нее страшной трагедией – город и его жители в XX веке с молчаливого согласия западных союзников, дважды за одно десятилетие "продавших" Польшу, стали разменной картой в ходе борьбы двух тоталитарных режимов. По окончании Второй мировой Варшава оказалась почти полностью разрушена, а Краков по счастливой случайности сохранил почти всю древнюю застройку, превратившись в памятник былого величия. В итоге все, что мы видим в Варшаве, это такая же обманка, фейк, как и дворцы Царского села, Дрезденская галерея или нюрнбергские улочки. Варшава вполне могла бы превратиться в новый Калининград или Минск, если бы не активная позиция лидеров польского освободительного движения, вынудившего власти ПНР восстановить город в былом виде, а не разобрать на кирпичи. Взамен польские элиты соглашались на возведение нескольких иконических советских построек в самом центре города.
Варшава и Краков – аверс и реверс польской истории и современности, это города-проекции друг друга. Чтобы понять, что могло бы быть в Варшаве, надо видеть Краков, и, напротив, чтобы осознать, каков мог быть Краков, нужно иметь опыт Варшавы. Вместе они представляют идеальную столицу неслучившейся Польши, каждый из них одинаково важен, а потому мы приняли радикальное для нашего проекта решение – этим летом мы в первый раз посетим не один, а два больших города.
В Варшаве, как и положено столице страны со сложной судьбой, обнаруживаются следы всех, кто когда-либо владел и городом, и землей – от польско-шведских королей до советского наместника. Вместе с тем именно в Варшаве сконцентрирована вся культурная, политическая и интеллектуальная жизнь страны – все важнейшие польские музеи, театры и выставочные пространства, университеты и политические монументы. Так что все самое главное про современную Польшу и ее жизнь, про устройство большого мегаполиса в государстве победившего, или побеждающего в данный момент, европейского традиционализма можно понять именно здесь. Как это часто бывает с традиционалистскими обществами, практически ничего по-настоящему исторически ценного в Варшаве не сохранилось: всюду реконструкции и новоделы. Только дворцы, парки и резиденции на окраине сохраняют аутентичность – поэтому за четыре полных дня в городе мы планируем посмотреть, в первую очередь, важные объекты ХХ века: большие музейные собрания (художественные, исторические, технические), социалистические реконструкции королевских дворцов и папских костелов, советский ампир и модернизм (последний в Варшаве совершенно замечателен и похож скорее на французские проекты 1970-х), дивную "новую" архитектуру независимой Польши, а также, традиционно для "Больших городов", будем встречаться с местными и приезжими интеллектуалами, смотреть кино, и, если повезет с билетами и летним расписанием, ходить в театр.
В Кракове, где мы проведем два дня в середине программы, главными темами станут польские средневековье и ренессанс и их переоценка в современном городе. Это связано с удивительной сохранностью города, в котором после Второй мировой уцелели не только замок, кафедрал, университет и разнообразные костелы (в том числе, что большая редкость, деревянные), а также старые улочки и площади, – но даже, что совсем уж необычно для средневековых европейских городов, еврейских квартал со множеством синагог. Еврейская тема в Кракове и окрестностях вообще является очень важной: здесь находится и нацистское еврейское гетто, и кладбище, и знаменитая фабрика Шиндлера, сухая бетонная архитектура которой является ужасным предвестием расположенного в 70 километрах лагеря смерти Освенцим-Аушвиц, мемориал и экспозицию на месте которого мы также увидим.
Один из семи дней мы, как это обычно бывает в летних поездках "Больших городов", объявляем свободным, на этот день желающие смогут либо остаться в Кракове, либо вместе с организаторами вернуться в Варшаву.
Таким образом, основным местом нашей дислокации станет Варшава, хостел в которой будет заказан на период с 6 до 14 августа, сама программа продлится 7 дней (с 7 по 13 августа включительно), из которых два первых и два последних дня мы проведем в Варшаве, третий и четвертый (с ночевкой) – в Кракове, а пятый – останется свободным (т.е. даст возможность участникам самостоятельно выбрать, руководствуясь подготовленными организаторами материалами, ту форму и темп освоения пространства, которые подойдут именно им).
Стоимость поездки для тех, кто решится принять участие и внесет предоплату в размере 15 000 р. до 15 июня, а основную сумму до 15 июля, – 46 500 р., для тех, кто решится позднее, – 50 000 р. В стоимость поездки входят все прогулки и экскурсии, разнообразная вечерняя программа, проживание в дормитории на 4-10 кроватей, трехразовое питание, билеты в музеи и транспортные расходы на перемещения в Кракове и Варшаве, а также между ними. Для опытных путешественников, готовых самостоятельно заняться вопросами организации своего проживания, питания и перемещения в Польше, у нас есть специальное предложение – 30 000 р. за "интеллектуальную" часть программы (музеи, прогулки, выезды и вечерние мероприятия). Всех участников поездки, имеющих право претендовать на ISIC, настоятельно просим обзавестись им, поскольку в Польше он действительно часто пригождается. Мы также просим с пониманием отнестись к тому, что мы не сможем вернуть внесенную предоплату в случае изменения решения об участии в путешествии после 25 июля.