Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Восьмое путешествие совместного проекта Лаборатории культурных проектов и клуба культурных путешествий НИУ ВШЭ «Улисс» «Большие города» пройдет в январе 2016 года в Тбилиси и окрестностях.
Лаборатория культурных проектов совместно с
Клубом культурных путешествий «Улисс» (НИУ-ВШЭ)
Представляют проект «Большие города» .
Путешествие 8:
Тбилиси. НОВОЕ РОЖДЕСТВО.
Организаторы: Юлия Камаева, Петр Мазаев (ЛабКультПро), Вахтанг Кванталиани (Центр хранения и изучения древних рукописей).
Анонс
Путешествие в Тбилиси для истории проекта «Большие города» момент переломный: впервые за эти три с лишним года мы отправляемся в поездку одни, «без старших». По иронии судьбы именно в этот раз мы едем в город, в мировой репутации которого есть что-то старчески степенное, как шаги мула, взбирающегося в гору, – ехать быстрее здесь значит не ехать вовсе. А потому не стоит и сопротивляться.
Туристический пакет в Грузии, как и по всему Кавказу, включает в себя всесоюзные здравницы, лепящиеся по горным склонам храмы с конусообразными куполами, пейзажные красоты с долинами, перевалами, снежными вершинами и резкими сменами климатических поясов, великое множество хлебных, мясных и винных гастрономических аттракционов в сопровождении непомерно длинных тостов, барабанного боя и мужского многоголосия, да еще набивший оскомину киношедевр режиссера Данелии – «Мимино». Для тех, кто ушел в своих познаниях о стране святого Георгия чуть дальше, предлагаются также примитивизм Пиросмани и марионетки Габриадзе, чудесный грузинский джаз и невероятные средневековые росписи в древних монастырях, дороги к которым зимой подчас непроходимы. Но и это только самая вершина айсберга. Где-то там глубоко таится история одного из древнейших христианских царств Востока, о котором мы знаем так же немного, как и о всех кавказских царствах древности, но которое порой нежданно проступает сквозь мостовые, как раз в пять лет показывающийся из вод Мтквари мост Помпея. Да еще и грузинская средневековая литература и богословие. И золото колхов, за которым стоят мастера, не уступающие по степени проработки материала скифским. И безумный кавказский модерн с его расписанными в грузинском стиле лестницами доходных домов. И по-данелиевски пронзительный пантеон в Мтацминде, где многих нет – но им оставлено место. И все это само по себе не оживает, везде нужен проводник, степенный и велеречивый.
Тбилиси, как, впрочем, и сама Грузия, – это громадная ловушка, из его терпкого гостеприимства непросто вырваться и бывалому путешественнику. Этот город обволакивает приезжего, сбивает с толку: еще мгновение назад ты точно знал, на какую гору собираешься карабкаться на этот раз, а теперь – потягиваешь Саперави в каком-нибудь маленьком кабачке, безуспешно вникая в округлую вязь мхедрули на этикетке, или обнаруживаешь себя на теплом камне серных бань после старательного получасового выворачивания суставов. Среди попавших в тифлисские сети было слишком много русскоязычных, а потому о прелести этого города у нас с самого начала 19 века знают много, даже кажется порой, что почти всё (благо через Тифлис по Военно-кавказской дороге прошла, как через Торжок, вся русская культура), но всё это – обман, ничего мы не знаем о Тбилиси – другая сигнальная система.
Этот город всю свою историю пребывал в статусе ничьей земли на границе европейской ойкумены, столицы гордого кавказского княжества с тяжелым статусом переходящего приза византийских, арабских, турецких, персидских и российских владык, и если чему и научились у греков тифлисцы, так это технике сохранения самобытности под маской искреннего участия в делах очередного большого брата. Здесь и следует искать корни той невероятной мешанины артефактов, что наполняет посещение тбилисских музеев постоянной радостью узнавания. Армянские рукописи, комниновские иконы, персидские придворные миниатюры, золото Колхиды, коллекции русского провинциального искусства 19 века, южнорусский модерн и сталинский классицизм, первый советский рок-фестиваль «Весенние ритмы» и афиши киностудии «Грузия-фильм» – все это здесь бережно сохранено, классифицировано и выставляется с каким-то соломоновым спокойствием и обстоятельностью: «и это тоже пройдет».
Современный Тбилиси, в очередной раз умело встраиваясь в международную конъюнктуру, как-то незаметно стал претендовать на роль миллионной столицы современного государства с явными потугами если не на европейское, то, по крайней мере, на региональное влияние. Благодаря усилиям ныне опального президента Саакашвили за последние 8 лет была торжественно сдана целая серия пышных национальных монументов и государственных зданий из стекла и бетона, то ли отсылающих к европейской транспарентности, то ли намекающих на тесные контакты с американской имперской идеей, то ли спорящих с богатством ближайших соседей, но все же довольно странно выглядящих на фоне общей постсоветской неустроенности, безработицы и внезапных отключений электричества. Однако и это все только внешнее – этим горам, храмам и стенам ничего, кроме гортанной картвельской речи, не нужно, и, быть может, – даже вредно.
При всей своей древности Тбилиси – это не город-памятник, как Стамбул, и не славится громадными художественными галереями, всемирно известными коллекциями древних артефактов или величайшими архитектурными шедеврами, включенными во все must see before you die lists (хотя и здесь пара-тройка церквей постарше киевской Софии наберется). За самым древним нужно ехать (что мы и сделаем) в соседнюю чудом выжившую красночерепичную Мцхету, древнюю столица Картлии, расположившуюся на впадении Арагвы в Куру. Помимо важнейшего грузинского кафедрала и общей атмосферы хорошо отреставрированного кавказского средневековья, в окрестностях Мцхеты расположились еще и одни из древнейших монастырей Закавказья. Совсем рядом с городом над рекой распускается Джвари, расположенный на месте, где святая равноапостольная Нина, подобно византийской Елене и нашей Ольге, воздвигла крест («джвари» и значит «крест») и тем обратила в христианство всю окрестную страну. Чуть подальше, в горах притаился Шио Мгвиме (пещера отшельника Шио), громадный пещерный монастырь, в который без большой натяжки можно поместить почти все крымские пещерные монастыри вместе взятые. А на соседней горе – Зедазени, из которого открывается вид на всю долину Куры и Арагвы, Тбилиси, Мцхету и даже (вдалеке) спорную Мухранскую долину, Южная Осетия-тож. Практически все это живые обители, где продолжаются и служба, и служение, так что получить от пожилого монаха палкой за неподобающий вид можно и должно.
В Грузии, как и в Сербии, православие невыхолощенное, подлинное, серьезное. Один тот факт, что грузинский патриарх является восприемником почти третьей части всех детей в Тбилиси и почти любой житель города может ему исповедаться, говорит о многом. Так что на Сочельник и Рождество работать в Тбилиси никто и ничто не будет, зато будут лепешки, песни, вино, вертепы и запах ладана. И нет ничего правильнее для путешественника, как вместе с городом и страной предаться этому рождественскому настроению. И это, наверное, именно про этот город.
Мы планируем провести в Тбилиси полные 6 дней (2-7 января 2016), хостел будет забронирован на 7 ночей (с 12:00 1 января, до 12:00 8 января), так, чтобы участники могли спокойно выспаться как перед началом программы, так и после ее окончания. Кроме прогулок по Тбилиси в программе также будут присутствовать традиционные для наших путешествий практики, связанные с посещением нескольких важнейших культурных институций Тбилиси и Грузии: Парламентской библиотеки, Национальной галереи и Национального музея, Академии художеств, Мтацминды (пантеона общественных деятелей и писателей Грузии), Музея кинематографии и много другого, а также выезды в ближайшие пригороды. Подробности по остальным дням традиционно ищите в предварительной программе, которая появится не позднее, чем за месяц до поездки.
Подробнее об условиях поездки смотрите на сайте: http://labcultpro.ru/big_cities/